Трудовая армия. 1941-1945гг.

Размещение депортированных немцев по плану расселения на начало ноября 1941г. (депортации еще не закончились) было следующим: Казахская ССР – 467,6, Алтайский край – 110,0, Красноярский край – 75,0, Новосибирская обл. – 130,9, Омская обл. – 85,0 тыс. чел. Примерно в таких пропорциях они и были расселены в Казахстане и Сибири. (78).

Но не успели немцы обосноваться на новом месте, как многим из них вновь пришлось собираться в дорогу – началась мобилизация в «трудовую армию». В официальных документах такой армии не существовало –трудармейцами называли мобилизованных в рабочие колонны и направленных на работу на промышленные предприятия, по аналогии с трудовой армией, существовавшей во время Гражданской войны. Немцы и составили основной контингент трудармейцев, хотя в трудовую армию подлежали мобилизации и представители других национальностей (например, болгар, финнов, венгров, румын – представителей титульных национальностей государств-союзников Германии). Мобилизация проводилась военкоматами, но трудмобилизованные (мобнемцы) передавались «для трудоиспользования» НКВД, который и распределял их по промышленным предприятиям. Мобилизация в трудовые подразделения началась практически одновременно с массовыми депортациями. На начало войны в армии служили 33.516 немцев, в том числе 1.605 офицеров (79).

Многие из них принимали участие в боях, погибли, попали в плен. Но уже 8 сентября 1941г. согласно директиве Ставки Верховного Главнокомандования No35105 военнослужащих-немцев стали «изымать» из действующей армии и направлять в строительные части. 31 августа 1941г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О немцах, проживающих на территории Украинской ССР», утвердившее предложение НКВД относительно немцев Днепропетровской, Ворошиловградской, Запорожской, Киевской, Полтавской, Сталинской, Сумской, Xарьковской и Черниговской областей: 1) «немцев, состоящих на учете как антисоветский элемент, арестовать; 2) остальную часть трудоспособного мужского населения в возрасте от 16 до 60 лет НКО мобилизовать в строительные батальоны и передать НКВД для использования в восточных областях СССР». (80).

В спешке (бои уже шли на Днепре) были мобилизованы и «под конвоем на-правлены на стройки ГУЛАГа НКВД СССР» 13.484 человека (81). По постановлению ГКО No660сс от 11 сентября 1941г. стройбаты были расформированы, а военнослужащие сняты с довольствия и объединены в рабочие колонны, переданные для трудоиспользования наркоматам угольной промышленности, черной и цветной металлургии, лесной промышленности и Главвоенпромстроя. Приказом НКВД СССР No001398 от 26 сентября 1941 г. в военизированные рабочие колонны были реорганизованы и стройбаты, работавшие в лагерях. Таким образом, более 20 тыс. бывших военнослужащих и мобилизованных украинских немцев и стали первыми трудармейцами, работавшими в Ивдельлаге, Соликамбумстрое, Богословлаге, Кимперсайлаге, на предприятиях промышленных наркоматов. (82)

Первый массовый призыв в трудовую армию начался по постановлению ГКО No 1123сс «О порядке использования немцев-переселенцев призывного возраста от 17 до 50 лет» от 10 января 1942 г.:

«В целях рационального использования немцев-переселенцев – мужчин в возрасте от 17 до 50 лет, Государственный Комитет Обороны постановляет:

  1. Всех немцев-мужчин в возрасте от 17 до 50 лет, годных к физическому труду, выселенных в Новосибирскую и Омскую области, Красноярский и Алтайский края и Казахскую ССР, мобилизовать в количестве до 120.000 в рабочие колонны на все время войны, передав из этого числа:

а)НКВД СССР – на лесозаготовки – 45.000 чел., НКВД СССР – на строительство Бакальского и Богословского заводов – 35.000 чел.;

б)НКПС СССР – на строительство железных дорог Сталинск-Абакан, Сталинск-Барнаул, Акмолинск-Карталы, Акмолинск-Павлодар, Сосьва-Алапаевск, Орск-Кандагач, Магнитогорск-Сара – 40.000 чел. Проведение мобилизации возложить на НКО (т. Щаденко), совместно с НКВД и НКПС. К мобилизации приступить немедленно и закончить 30 января 1942г.

  1. Обязать всех мобилизованных немцев явиться на сборные пункты Наркомата обороны в исправной зимней одежде с запасом белья, постельными принадлежностями, кружкой, ложкой и десятидневным запасом продовольствия.
  2. Обязать НКПС и Управление военных сообщений НКО обеспечить перевозку мобилизованных немцев в течение января месяца с доставкой к месту работы не позже 10 февраля.
  3. Обязать НКВД СССР и НКПС СССР установить в рабочих колоннах и отрядах из мобилизованных немцев четкий распорядок и дисциплину, обеспечив высокую производительность труда и выполнение производственных норм.
  4. Поручить НКВД СССР дела в отношении неявившихся по мобилизации немцев на призывные пункты или на сборные пункты для отправки, а также в отношении находящихсяв рабочих колоннах за нарушение дисциплины и отказ от работы, за неявку по мобилизации, за дезертирство из рабочих колонн, рассматривать на Особом совещании НКВД СССР с применением по отношению к наиболее злостным высшей меры наказания.
  5. Установить нормы продовольственного и промтоварного снабжения НКВД СССР для мобилизации немцев по нормам, установленным ГУЛАГу НКВД СССР<…> (83).

Призывались взрослые мужчины из депортированных семей. Это означало, что семьи, только что прибывшие на новое место жительства, еще не успевшие толком обустроиться, разрывались и лишались основных кормильцев. Мужчины подлежали мобилизации даже в том случае, если в семье были маленькие дети. 12 января 1942г. НКВД издало приказ No0083 «Об организации отрядов из мобилизованных немцев при лагерях НКВД СССР» «Положение о порядке содержания, дисциплине и трудовом использовании мобилизованных в рабочие колонны немцев-переселенцев». (84)

Выделенные НКВД 80 тыс. трудармейцев распределялись по следующим лагерям:

Ивдельский ИТЛ (Свердловская обл., лесозаготовительный) – 12 тыс. чел. Северо-Уральский ИТЛ (Свердловская обл., лесозаготовительный) –12 тыс. чел. Усольский ИТЛ (Иркутская обл., строительство завода горного оборудования) – 5 тыс. чел. Вятский ИТЛ (Кировская обл., лесозаготовительный) – 7 тыс. чел. Усть-Вымский ИТЛ (Коми АССР, лесозаготовительный) – 4 тыс. чел. Красноярский ИТЛ (Красноярский край, лесозаготовительный) – 5 тыс. чел. Бакальский ИТЛ (Челябинская обл., строительство металлургического завода) – 30 тыс. чел. Богословский ИТЛ (Свердловская обл., строительство алюминиевого завода) – 5 тыс. чел.

Трудармейцы не являлись заключенными (они, например, не исключались из ВКП(б) и ВЛКСМ). Но фактически они жили и работали на положении заключенных. Мобилизованные сводились в отряды по 1500-2000 чел., «организуемые по производственному принципу, применительно к лагерному пункту и дислокации». Отряды делились на колонны и бригады во главе с начальниками «из чекистов-лагерников». Трудармейцев размещали отдельно от заключенных, но в охраняемых огражденных зонах (охрану несла ВОХР лагеря). Самовольный выход за зону считался побегом со всеми вытекающими из этого последствиями.Трудармейцы должны были работать на тех же объектах, что и заключенные, но отдельно от них (что на практикене соблюдалось). Режим работы (рабочий день – не менее 10 часов, выходной – раз в 10 дней), нормы выработки были те же, что и у заключенных, и устанавливались начальником лагеря. Трудармейцы работали «на самоокупаемости», т.е. из начисленной зарплаты вычитались расходы на их содержание, а оставшиеся копейки зачислялись «каждому на его счет» и выдавались «по указанию начальника колонны и отряда, в зависимости от поведения и лагерной и производственной дисциплины каждого». Проведенная в спешке мобилизация не дала запланированной численности «новых трудовых контингентов». Всего было мобилизовано 92.961 чел. Из них 25 тыс. были переданы НКПС на строительство железных дорог, 67.961 чел. – НКВД. Причем существенно изменились список лагерей и распределение трудармейцев по лагерным структурам. Так, из первоначального списка исчез Усть-Вымлаг, но добавились Тагилстрой, Тавдинлаг, Соликамстрой на Урале и Севжелдорлаг в Коми АССР. Больше всего трудармейцев приняли Бакалстрой – 11.722 чел., Ивдельлаг –12.899 чел. и Севураллаг –8.441 чел. В Севжелдорлаг были направлены 4.753 чел. (85)

Поскольку первая мобилизация была проведена «с недобором», тут же была проведена вторая. 14 февраля 1942г. ГКО принял постановление No1281сс «О мобилизации немцев-мужчин призывного возраста от17 до 50 лет, постоянно проживающих в областях, краях, автономных и союзных республиках». (86).

На сей раз мобилизации «в рабочие колонны на все время войны» подлежали мужчины из семей, «постоянно проживающих в Архангельской, Вологодской, Ивановской, Молотовской, Пензенской, Рязанской, Свердловской, Тамбовской, Читинской, Челябинской, Чкаловской, Ярославской, Кировской, Новосибирской, Омской, Куйбышевской и Иркутской областях, Приморском, Хабаровском, Алтайском и Красноярском краях, Башкирской, Мордовской, Марийской, Татарской, Удмуртской, Чувашской, Бурят-Монгольской и Коми АССР, Казахской, Туркменской, Таджикской, Киргизской и Узбекской ССР», т.е. те, кого не высылали в 1941г. Впрочем, это не значит, что их не высылали раньше. К примеру, в списке есть Вологодская, Архангельская области и Коми АССР, где все «постоянно проживающие немцы» были спецпоселенцами-раскулаченными.

По второму призыву в трудармию были мобилизованы 40.870 чел. Новый призыв трудармейцев передавался НКВД «для строительства железных дорог». Почти половина из них – 17.823 чел. – были направлены на строительство железной дороги Ульяновск-Свияжск, которую вел Волжский железнодорожный ИТЛ. Но 14758 чел. были направлены в Бакалстрой, 5.411 – в Богословлаг, остальные 2.878 чел. – в 6 лагерей, из которых только Севжел-дорлаг (900 чел.) был железнодорожным (трудармейцы строили железнодо-рожный мост около г.Котлас). (87)

В Коми АССР мобилизации в строительные батальоны подлежали 1.095 чел. Но, по ходатайству Коми ОК ВКП(б), их было решено оставить в республике, поскольку все они были заняты на лесозаготовках. Из них были сформированы специальные трудовые военизированные отряды (взводы), направленные на дальние лесные участки. Семьи же спецпоселенцев оставались в спецпоселках. Всего в 4-х леспромхозах было сформировано 17 взводов численностью 606 чел. Позднее к ним прибавились еще более 600 мобилизованных, а взводов стало 29. В конце 1943г. в трестах «Комилес» и «Печорлес» числился 1.251 немец-трудармеец. (88).

Третья, самая массовая мобилизация в трудовую армию была проведена осенью 1942г. по постановлению ГКО No2383сс «О дополнительной мобилизации немцев для народного хозяйства СССР» от 7 октября 1942 г.: «В дополнение к постановлениям No ГКО-1123сс от 10 января 1942 г. и No ГКО-1281сс от 14 февраля 1942 г. Государственный Комитет Обороны постановляет:

  1. Дополнительно мобилизовать в рабочие колонны на все время войны всех немцев-мужчин в возрасте 15-16 лет и 51-55 лет включительно, годных к физическому труду, как переселенных из центральных областей СССР и Республики немцев Поволжья в пределы Казахской ССР и восточных областей РСФСР, так и проживающих в других областях, краях и республиках Советского Союза.
  2. Одновременно провести мобилизацию в рабочие колонны на все время войны также женщин-немок в возрасте от 16 до 45 лет включительно. Освободить от мобилизации женщин-немок беременных и имеющих детей в возрасте до 3-х лет.
  3. Имеющиеся дети старше 3-летнего возраста передаются на воспитание остальным членам данной семьи. При отсутствии других членов семьи, кроме мобилизуемых, дети передаются на воспитание ближайшим родственникам или немецким колхозам. Обязать местные Советы депутатов трудящихся принять меры к устройству остающихся без родителей детей мобилизуемых немцев.
  4. Проведение мобилизации немцев возложить на НКО и НКВД с привлечением местных органов Советской власти. К мобилизации немцев приступить немедленно и закончить в месячный срок.
  5. Обязать всех мобилизованных немцев явиться на сборные пункты в исправной зимней одежде, с запасом белья, постельными принадлежностями, кружкой, ложкой и 10-дневным запасом продовольствия.
  6. Установить уголовную ответственность немцев как за неявку по мобилизации на призывные или сборные пункты, так и за самовольное оставление работы или дезертирство из рабочих колонн – по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941г. «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий».
  7. Мобилизованных в порядке настоящего постановления немцев мужчин направить для работы на предприятия треста «Челябуголь» и «Карагандауголь» Наркомугля. Мобилизованных женщин-немок направить на предприятия Наркомнефти по разверстке наркомата». (89)

Третья мобилизация практически исчерпала трудовые ресурсы немцев. Призывались мужчины-подростки и пожилые и практически все трудоспособные женщины, за исключением беременных и имеющих малолетних детей (правда, в многодетных немецких семьях это исключение было довольно многочисленным). Мобилизация нанесла особо сильный удар по немецким семьям: множество детей остались без родителей – сначала мобилизовали отцов, теперь – матерей, причем попали они в разные места. Всего в третью мобилизацию было призвано в трудармию 123.522 чел, из них 70.780 мужчин и 52.742 женщины. Мужчин направляли на предприятия Наркомата угольной промышленности «Челябуголь» (туда попали и более 700 немцев из Коми АССР), «Карагандауголь», «Богословуголь». Женщины были направлены на работу на предприятия нефтяной промышленности Куйбышевской, Молотовской областей, Башкирской и Коми АССР (Ухтокомбинат). (90)

И все же мобилизации продолжались и в 1943 г. Призывали больных, 14-летних подростков, стариков, даже женщин с малолетними детьми и беременных. Всего за 1943 г. трудармия пополнилась на 30 тыс. немцев, в том числе призванных по постановлению ГКО N3960сс «О мобилизации выселенного немецкого населения в трудовую армию». По этому постановлению «в целях обеспечения угледобычи в 3-м и 4-м кварталах 1943г.» подлежали мобилизации 7 тыс. немцев, расселенных «в пределах Казахской ССР, Алтайского и Красноярского краев, Омской, Новосибирской и Кемеровской областей». (91)

Часть из них попала в Воркутлаг. Последние пополнения трудовой армии происходили в 1944-1945гг. Но это были уже не немцы-выселенцы 1941-1942гг. В рабочие батальоны попала относительно небольшая часть трудоспособных немцев из освобожденных районов Прибалтики, репатриированных украинских немцев. 16 декабря 1944г. ГКО принял постановление No7161сс «Об интернировании трудоспособных немцев на территории Румынии, Югославии, Венгрии, Болгарии и Чехословакии», согласно которому надлежало «мобилизовать и интернировать с направлением для работы в СССР всех трудоспособных немцев в возрасте: мужчин – от 17 до 45 лет, женщин – от 18 до 30 лет, находящихся на освобожденной Красной Армией территории Румынии, Югославии, Венгрии, Болгарии и Чехословакии». Планировалось мобилизовать 140 тыс. чел. и направить их на предприятия Наркомугля, Наркомчермета и Наркомцветмета. 3 февраля 1945г. ГКО приняло постановление No7467сс «О мобилизации немцев на территории 1-го Белорусского, 2-го Белорусского, 3-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов», но уже 17 апреля 1945г. она была прекращена. Всего было мобилизовано 97,5 тыс. чел. (92)

Всего в трудовые колонны было мобилизовано свыше 316 тыс. немцев (без учета репатриированных и граждан других государств). Из них более 182 тыс. работали на объектах НКВД (в лагерях), свыше 133 тыс. – других наркоматов. В Коми АССР было примерно 15 тыс. мобилизованных из других регионов. Так, по отчетам НКВД СССР в Севжелдорлаге на апрель 1942 г. числилось 5.727, январь 1943 г. – 5.703, в 1944 г. – 2.418, в 1945г. – 4.377 трудармейцев (все – мужчины). В Воркутлаге в 1944 г. насчитывалось 6.873 (5.361 мужчина и 1.512 женщин), в 1945г. – 6.571 (5.156 мужчин и 1.415 женщин), в Ухтижемлаге – соответственно, 3.752 (14 мужчин и 3.738 женщин) и 5.030 (все –женщины) мобилизованных немцев. (93)

В 1945-1947гг. оставшихся в живых трудармейцев демобилизовали. Но возвращаться к семьям им не разрешили, за исключением тех, кто работал в «своих» регионах. Бывших трудармейцев оставили для работы на тех же предприятиях, где они трудились, и вскоре они снова стали спецпоселенцами. Только в середине 1950-х гг. они получили возможность выехать «на соединение с семьей» или переселить к себе родных.

М. Б. Рогачев

–––––––––––––––––––––––––––––––––––

  1. Черказьянова И.В. Указ. соч. С.31
  2. Сталинские депортации. 1928-1953. С.386-387; Черказьянова И.В. Указ. соч. С.36.
  3. Сталинские депортации. 1928-1953. С.387-388.
  4. Бугай Н.Ф. Л.Берия -И.Сталину: «Согласно Вашему указанию…». С.45.
  5. Полян Павел. Указ. соч. С.114.
  6. История сталинского Гулага / Т.5. Спецпоселенцы в СССР. С.326
  7. Бугай А.Ф. 40-е годы: Автономию немцев Поволжья ликвидировать // История СССР. 1991. No 2. С.174.
  8. Сталин и НКВД-НКГБ-ГУКР «Смерш». 1939-март 1946 (Россия. ХХ век. Документы). М.: МФД, 2006.81Сталинские депортации. 1928-1953. С.348
  9. Герман А.А., Курочкин А.Н. Немцы СССР в «Трудовой армии» (19411945). 2-е изд. М.: Готика, 2000. С. 49-50.
  10. «Мобилизовать немцев в рабочие колонны. И.Сталин». Сб. док. (40-е годы). С.39-40.
  11. «Мобилизовать немцев в рабочие колонны. И.Сталин». Сб. док. (40-е годы). С.62-64; ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918-1960. Под ред. акад. А.Н.Яковлева; сост. А.И. Кокурин, Н.В.Петров. М.: МФД, 2000 (Россия. ХХ век. Документы). С.129-132; Покаяние: Мартиролог. Т.10.Ч.1. С.103-107
  12. Герман А.А., Курочкин А.Н. Указ. соч. С.55-56.
  13. «Мобилизовать немцев в рабочие колонны. И.Сталин». Сб. док. (40-е годы). С.41-42; Покаяние: Мартиролог. Т.10. Ч.1. С.108.
  14. Герман А.А., Курочкин А.Н. Указ. соч. С.61.
  15. Игнатова Н.М Спецпереселенцы-немцы в Республике Коми. С.32-33; Рогачев М.Б. Репрессированные российские немцы в Коми АО-Коми АССР // Немцы в Коми: история, современность, перспективы.Сыктывкар, 2001. С.28.
  16. История российских немцев в документах (1763-1992 гг.). Кн. 1. М, 1993. С. 172-173; Покаяние: Мартиролог. Т.10. Ч.1. С.109-110.
  17. Герман А.А., Курочкин А.Н. Указ. соч. С.63; Игнатова Н.М. Спецпереселенцы-немцы в Республике Коми. С.40.

 Полностью читать здесь: М.Б.Рогачев «ТРАГЕДИЯ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ: XX ВЕК»



(Следующая новость) »



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели